Деловая игра «Фабрика процессов» в ОГАПОУ «Алексеевский колледж»
24 декабря 2019 года в Алексеевском колледже проведено обучение основам бережливого управления сотрудников ОГАПОУ «Алексеевский агротехнический техникум», ОГАПОУ «Бирючанский техникум», ОГАПОУ «Ровеньский политехнический техникум» и ОГАПОУ «Алексеевский колледж» в форме деловой игры «Фабрика процессов», которая состоялась в рамках работы в качестве колледжа-наставника с курируемыми профессиональными образовательными организациями. В игре приняли участие шестнадцать человек.
Была создана учебная производственная площадка - «шляпная фабрика», перед участниками поставлена задача - изготовить кепки в количестве 15 штук в течение 20 минут. По итогам каждого раунда у доски производственного анализа были рассмотрены ключевые индикаторы эффективности шляпной фабрики в разрезе параметров SQDCM, сделан расчет времени такта и определено время цикла на основании данных хронометража, проведенного тайм-менеджерами. Время такта и время цикла были сопоставлены с помощью таблицы сбалансированной работы, которая позволила визуализировать уровень стабильности процесса, уровень загрузки сотрудников, а также наглядно отразить эффективность проведенных изменений.
Картирование потока создания ценности было проведено с помощью метода плавательных дорожек. Этот метод наглядно показал характер распределения функциональных обязанностей работников на протяжении всего процесса, проиллюстрировал всю совокупность задач, раскрывающих ответственность сотрудников за движение ресурсов, выполнение определенных функций и работу фабрики. Таким образом, «дорожки» позволили упорядочить и систематизировать информацию о действиях каждого из сотрудников, что, в свою очередь, упростило процесс управления предприятием.
Участники деловой игры приобрели опыт построения диаграммы спагетти. Это способ «графического измерения процесса», который позволил отразить движение сотрудников, материалов и информации. Была построена диаграмма Парето - разновидность столбиковой диаграммы отсортированной по убыванию. С ее помощью были выявлены ключевые проблемы, с которых нужно начинать действовать и распределить усилия с целью эффективного сокращения потерь. Участники деловой игры определили факторы, повлиявшие на возникновение проблем, и построили диаграмму Исикавы для поиска причин этих проблем. Данный метод позволил визуализировать связи между проблемами и возможными причинами, разработать и реализовать план мероприятий по улучшению производственного процесса.
Основная цель проведенного анализа была достигнута – дана оценка текущего состояния потока создания ценности, выявлены все виды потерь, проблемы и нестабильности процесса, многие из которых которые были успешно ликвидированы участниками деловой игры. По окончанию обучения все участники высоко оценили качество проведения деловой игры при помощи анкеты обратной связи.
Фабрика процессов позволила участникам в реальном производственном процессе получить практический опыт применения инструментов бережливого производства, а также сформировать понимание того, как улучшения влияют на операционные и экономические показатели деятельности организации.
Л.В. Придатко