Отчет по учебно-методической работе ОГАПОУ "Алексеевский колледж" за 2016-2017 учебный год
Учебно-методическая работа в колледже направлена на реализацию единой методической темы «Практико-ориентированная среда как ведущий фактор совершенствования образовательного пространства колледжа». Педагогический коллектив продолжает работать по следующим направлениям:
- обновление учебно-методического и учебно-программного обеспечения образовательного процесса в соответствии с требованиями ФГОС СПО;
- создание условий для активизации работы коллектива по самообразованию на основе использования современных педагогических технологий;
- осуществление программы повышения квалификации педагогических работников;
- содействие в подготовке и прохождении аттестации педагогических работников, обобщении материалов актуального педагогического опыта;
- формирование общих и профессиональных компетенций обучающихся в соответствии с требованиями ФГОС и запросами рынка труда;
- создание условий для развития творческого потенциала личности студентов, развития исследовательской компетентности и самостоятельности у обучающихся и педагогов колледжа путём включения их в различные виды и уровни научно-исследовательской деятельности;
- осуществление мониторинга системы подготовки студентов колледжа;
- создание единого банка учебно-методической информации (накопление, учет и структуризация, обеспечение доступа).
Практическая реализация основных направлений учебно-методической работы осуществляется через такие формы, как педагогическая и производственная стажировки, педагогический совет, методический совет, работа предметно-цикловых комиссий, школа молодого педагога, взаимопосещение, анализ и проведение открытых аудиторных и внеаудиторных занятий, индивидуальные консультации, административный контроль занятий педагогов.
По состоянию на 30.06.2017 г. численность штатных сотрудников колледжа, обеспечивающих образовательную деятельность по реализуемым спе-циальностям, составляет 86 человек, из них 31 человек (36,1%) имеют высшую квалификационную категорию, 21 человек – 1-ю квалификационную кате¬горию (24,4%), 3 – кандидата наук.
Одной из форм повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников колледжа является обучение по дополнительным профессиональным программам повышения квалификации. В установленные нормативные сроки в 2016-2017 учебном году обучение прошли 69 преподавателей.
Педагогический коллектив состоит из высококвалифицированных преподавателей, имеющих большой педагогический опыт, опыт практической и производственной работы. Это позволяет вести подготовку специалистов в соответствии с требованиями ФГОС среднего профессионального образования.
Методическая работа в колледже направлена на успешную организацию образовательного процесса, оказание методической помощи педагогиче-ским работникам в вопросах обучения и воспитания обучающихся, обобщение и внедрение передового педагогического опыта.
Основными направлениями являются:
- осуществление непрерывного повышения квалификации педагогических кадров;
- совершенствование учебно-методического обеспечения процессов функци¬онирования и развития педагогической деятельности;
- информационное и учебно-методическое обеспечение образовательного процесса;
- формирование, выявление, изучение, обобщение педагогического опыта;
- создание системы стимулирования творческой инициативы и профессио¬нального роста преподавателей;
- - работа над единой методической темой «Практико-ориентированная среда как ведущий фактор совершенствования образовательного пространства кол¬леджа».
Их практическая реализация осуществляется через такие формы работы как: педагогический совет, методический совет, работы предметных цик¬ловых комиссий, школа молодого педагога, взаимопосещение и анализ заня¬тий, индивидуальные консультации для преподавателей.
Деятельность предметно-цикловых комиссий в течение 2016-2017 учебного года обеспечивала методическое сопровождение учебно-воспитательного процесса, председатели создавали организационно-методические условия для успешного участия преподавателей в плановых научно-методических мероприятиях, в аттестации педагогических кадров. Предметно-цикловые комиссии реализовали свои планы работы, осуществив на практике принцип педагогической поддержки деятельности каждого педагога. На заседаниях ПЦК рассматривались вопросы, связанные с различными направлениями профессиональной педагогической деятельности.
Предметные недели – одна из форм педагогического мастерства преподавателей, способствующая развитию творческих способностей и познава¬тельных интересов обучающихся.
В колледже в период с 01.04.2016 по 01.04.2017 проведено шесть предметных не¬дель: ПЦК дисциплин предметной подготовки по специальности 040401/39.02.01 Социальная работа, ПЦК дисциплин предметной подготовки по специальности 050144/44.02.01 Дошкольное образование, ПЦК общепрофессиональных дисциплин и профессиональных модулей по специальностям 050139/54.02.06 Изобразительное искусство и черчение, 072501/54.02.01 Дизайн (по отраслям), ПЦК общеобразовательных дисциплин, дисциплин предметной подготовки специальности 43.02.10 Туризм, ПЦК учетно-финансовых и экономических дисциплин, ПЦК физико-математических дисциплин, общеобразовательных дисциплин и профессиональных модулей специальности 230401/09.02.04 Информационные системы (по отраслям).
В рамках предметных недель проведено 43 внеаудиторных мероприятия и 5 открытых учебных за-нятий. Открытые занятия способствуют совершенствованию профессиональ¬ных компетенций педагогов, активному внедрению и использованию новых образовательных технологий в учебный процесс. С целью обмена опытом педагоги посещают учебные и внеаудиторные занятия. По итогам открытых учебных занятий и внеаудиторных мероприятий преподавателями были под¬готовлены 12 методических разработок.
На основании приказа Департамента образования Белгородской области «Об открытии и функционировании Школы «Будущего педагога»» № 2170 от 07.05.2015 года и в соответствии с планом мероприятий государственной программы «Развитие образования Белгородской области на 2014 - 2020 годы», подпрограммы 5 «Государственная политика в сфере образования» в рамках реализации проекта «Профессиональная ориентация школьников к получению педагогической профессии» на базе ОГАПОУ «Алексеевский колледж» 29 ноября и 6 декабря 2016 года была проведена стажировка учащихся профильных классов педагоги¬ческой направленности. Основной целью стажировки стало создание условий для проявления социальной активности учащихся в вопросах профессионального и личного самоопределения. В работе стажировки приняли участие препода¬ватель педагогики Мякота Юлия Васильевна, преподаватель психологии Титова Оксана Владимировна, социальный педагог Бутенко Раиса Александровна, которые постарались раскрыть значение профессии «учитель», охарактеризовать личные и профессиональные каче¬ства современного педагога, проанализировали факторы, влияющие на выбор педагоги-ческой профессии абитуриентами. Педагоги колледжа предложили ребятам поучаствовать в пси¬хологических тренингах, что вызвало неподдельный интерес со стороны учащихся.
Одним из направлений учебно-методической работы Алексеевского колледжа является органи-зация эффективной системы повышения квалификации преподавателей. В соответствии с планом педагогических стажировок с целью совершенствова¬ния профессиональных компетенций преподавателей и обмена опытом на ба¬зе ОГАПОУ «Алексеевский колледж» 25, 26 апреля 2016 года была проведена педагогическая стажировка для преподавателей ОГАПОУ «Алексеевский агротехнический техникум», ОГАПОУ «Новооскольский колледж», ОГАПОУ «Губкинский горно-политехнический колледж» по направлению «Экономика и управление», 31 мая 2016 года проведена педагогическая стажировка для преподавателей ОГАПОУ «Белгородский правоохранительный колледж имени Героя России В.В. Бурцева» по направлению «Юриспруденция», 11 ноября 2016 года - педагогическая стажировка для преподавателей ОГАОПУ «Корочанский сельскохозяйственный техникум» по направлению «Экономика и управление», а 28-29 марта 2017 года была проведена пе¬дагогическая стажировка для преподавателей ОГАПОУ «Ракитянский агротехнологический техникум» по направле¬нию «Образование и педагогические науки». Программы стажировок были ориентированы на ознакомление педагогов с опытом применения практико-ориентированного подхода в образовательном процессе при формировании общих и профессиональных компетенций будущих специалистов.
В свою очередь, педагогические работники ОГАПОУ «Алексеевский колледж» в рамках обучения по дополнительной профессиональной программе повышения квалификации «Актуальные проблемы теории и методики обучения в учреждениях СПО в условиях реализации ФГОС» в октябре 2016 года прошли педагогическую стажировку на базе ОГАПОУ «Валуйский индустриальный техникум». В ноябре 2016 года преподаватели колледжа на базе ОГАПОУ «Корочанский сельскохозяйственный техникум» прошли педагогическую стажировку по теме «Комплексное методическое обеспечение реализации ФГОС в профессиональной подготовке специалистов», 18 ноября 2016 года преподаватели экономических дисциплин прошли педагогическую стажировку на базе ОГАПОУ «Новооскольский колледж» по теме «Экспертиза банка тестовых заданий по укрупненной группе специальностей 38.00.00 Экономика и управление», а также в январе 2017 года преподаватели прошли педагогическую стажировку в рамках дополнительной программы переподготовки на базе ОГАПОУ «Белгородский индустриальный колледж» на тему «Современные профессиональные требования, направленные на качественную подготовку обучающихся, предъявляемые к педагогическим работникам».
Методической службой планомерно осуществляется работа по изучению, обобщению и распространению актуального педагогического опыта.
В первом семестре 2016-2017 учебного года обобщены материалы из опыта работы преподавателями: Сегеда М.И., Злобина Е.И., Лысенко Е.Н.
3 ноября 2016 года было организовано и проведено заседание методического объединения заместителей директоров по учебно-воспитательной работе на тему «Деятельность педагогического коллектива по формированию у обучающихся ценностного отношения к сохранению собственного здоровья и потребности к здоровому и активному образу жизни».
За отчетный период для публикации в сборниках статей и методических разработок направлены материалы педагогов:
- сборник «Учитель – учителю», серия «Профессиональное образование», выпуск 13 (октябрь, 2016):
- Бганцова Н.М. «Нетрадиционные формы занятий по географии как средство повышения учебной мотивации студентов»;
- Титова О.В. «Современные технологии оценивания компетенций обучающихся»;
- XIII Всероссийские с международным участием научные Далевские чтения молодых исследователей (ноябрь, 2016):
- Жук Н.М. «Применение принципа интерактивности в преподавании математики и информатики с использованием доски SMART BOARD в образовательном процессе»;
- Злобина Е.И., Черменева С.И. «Использование деятельностного подхода в подготовке специалистов дошкольного образования»;
- сборник «Воспитательные ценности российского образования: традиции и новаторство» (Яковлевка, ноябрь 2016):
- Бганцова Н.М. «Исследовательская деятельность как один из способов реализации патриотического воспитания студентов»;
- Титова О.В. «Формирование компетентности здоровьесбережения как условие становления будущего специалиста»;
- Злобина Е.И. «Личностно-ориентированный подход при подготовке и проведении кураторских часов»;
- Косинова И.В. «Воспитательная деятельность куратора группы в рамках внедрения ФГОС СПО»;
- Зюбан Е.В. «Внедрение практикоориентированных форм обучения в воспитательный процесс как качественная основа реализации ФГОС СПО»;
- Капустина Е.И. «Проблемы социализации студенческой молодёжи в образовательном процессе»;
- Мякота Ю.В. «Формирование нравственной позиции будущих специалистов как средство воспитания личности на современном этапе»;
- Шевченко Т.П. «Система патриотического воспитания в учебном заведении как условие становления и самоопределения личности»;
- Лозовская Т.Н. «Развитие профессиональной компетентности педагога как фактор повышения качества образования»;
- Потуданских А.А. «Проблема профессионализма учителя в теории и практике педагогики»;
- Мишина А.В. «Научно-исследовательская деятельность в процессе воспитания обучающихся»;
- Веретенникова О.А. «Профессиональная компетентность педагога в условиях современного образования»;
- Черняева М.А., Семенова Л.Н. «Формирование профессиональных и личностных качеств студентов во внеурочной деятельности»;
- Всероссийский фестиваль педагогического творчества «Educontest» (ноябрь, 2016):
- Муслиенко Е.В.: Методическая разработка «Использование технологии развивающего обучения на учебном занятии по английскому языку «A Glimpse of Great Britain», с презентацией к учебному занятию.
Практика исследовательской деятельности преподавателей в самообразовании является методической базой для успешной организации творческой, исследовательской деятельности студентов. Выполняя Программу работы с одаренными студентами в течение первого семестра, было организовано участие обучающихся в Международных молодежных предметных чемпионатах, в региональных, всероссийских, международных конкурсах, в конкурсах на уровне колледжа, в научно-практических конференциях и студенческих чтениях:
- III Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием «Творческая личность как объект научных исследований»:
- Муслиенко Е.В., Скороходова А. «Развитие творческой личности обучающегося в образовательном процессе» (октябрь 2016 год);
- Региональный этап межрегионального конкурса на лучшее знание государственной символики России среди обучающихся в образовательных учреждениях Белгородской области (октябрь 2016 год), участие:
- Кончу Жаклин-Люсьен (руководитель Гембар С.И.);
- Рогачева Ирина (руководитель Гембар С.И.);
- Сапрыкина Анатасия (руководитель Гембар С.И.);
- Всероссийский конкурс творческих работ «Зеленые технологии» (сентябрь, 2016 год):
- Тарасова Елизавета «Сохраним ресурсы вместе: энергия, которую мы недооцениваем» (руководитель Бганцова Н.М.);
- Сапрыкина Анастасия «Чистый воздух – путь к долгой жизни» (руководитель Бганцова Н.М.);
- Кончу Жаклин-Люсьен «Экологическое восстановление экосистемы озера» (руководитель Бганцова Н.М.);
- Всероссийский конкурс сочинений (сентябрь, 2016 год):
- Татаринова Дарья «Поэт моей души…» (руководитель Гетманова В.Л.);
- XXXIII Региональная олимпиада по педагогике (ноябрь 2016 год):
- 3 командное место (12 человек);
- личное первенство:
- Максимов Семен – 1 место в конкурсе «Педагогическое красноречие»;
- Стадникова Марина, Лютенко Мария – 2 место в конкурсе «Педагогическая эрудиция»;
- Котенко Ольга – 3 место в конкурсе «Подготовка и проведение дидактической игры с использованием ИКТ»;
- Международные «Молодежные предметные чемпионаты» (сентябрь 2016 год – февраль 2017 год):
- Цыбенко Алена – студентка 1 курса, районный победитель (1 место) в чемпионате по Математике, руководитель Тамистова О.Б.;
- Тарасова Елизавета – студентка 2 курса, региональный победитель (1 место) в чемпионате по Обществознанию, руководитель Шевченко Т.П.;
- Мельник Алена – студентка 2 курса, региональный победитель (2 место) в чемпионате по Обществознанию, руководитель Шевченко Т.П.;
- Троценко Мария – студентка 2 курса, региональный победитель (3 место) в чемпионате по Обществознанию, руководитель Шевченко Т.П.;
- Обедняк Александра – студентка 1 курса, региональный победитель (3 место) в чемпионате по Обществознанию, руководитель Шевченко Т.П.;
- Стадникова Марина – студентка 2 курса, региональный победитель (1 место) в чемпионате по Психологии, руководитель Титова О.В.;
- Коробова Алена – студентка 2 курса, региональный победитель (3 место) в чемпионате по Психологии, руководитель Титова О.В.;
- Обедняк Александра – студентка 1 курса, районный победитель (1 место) в чемпионате по Химии, руководитель Коряка Л.М.;
- Харченко Антон – студент 1 курса, районный победитель (1 место) в чемпионате по Химии, руководитель Коряка Л.М.;
- Попова Екатерина – студентка 1 курса, районный победитель (1 место) в чемпионате по Биологии, руководитель Решетникова Г.Л.;
- Емельянова Юлия – студентка 1 курса, районный победитель (2 место) в чемпионате по Биологии, руководитель Решетникова Г.Л.;
- Окорокова Анастасия – студентка 1 курса, региональный победитель (1 место) в чемпионате по Информатике, руководитель Кружков Д.Н.;
- Евдокимов Роман – студент 1 курса, региональный победитель (2 место) в чемпионате по Информатике, руководитель Решетникова Г.Л.;
- Сапрыкин Никита – студент 1 курса, региональный победитель (3 место) в чемпионате по Информатике, руководитель Жук Н.М.;
- Татаринова Дарья – студентка 1 курса, районный победитель (1 место) в чемпионате по Литературе, руководитель Гетманова В.Л.;
- Болдырева Анастасия – студентка 1 курса, районный победитель (2 место) в чемпионате по Литературе, руководитель Гетманова В.Л.;
- Толмачева Наталия – студентка 1 курса, районный победитель (3 место) в чемпионате по Литературе, руководитель Гетманова В.Л.;
- Куликова Ангелина – студентка 2 курса, региональный победитель (2 место) в чемпионате по Истории, руководитель Рябцева Е.В.;
- Рябцева Анастасия – студентка 2 курса, районный победитель (2 место) в чемпионате по Истории, руководитель Рябцева Е.В.;
- Пятакова Виктория студентка 2 курса, районный победитель (3 место) в чемпионате по Истории, руководитель Рябцева Е.В.;
- Пивовар Людмила – студентка 1 курса, районный победитель (1 место) в чемпионате по Истории, руководитель Шевченко Т.П.;
- Толмачева Наталия – студентка 1 курса, районный победитель (2 место) в чемпионате по Истории, руководитель Шевченко Т.П.;
- Бондарьева Кристина – студентка 1 курса, районный победитель (3 место) в чемпионате по Истории, руководитель Шевченко Т.П.;
- Апарнева Анастасия – студентка 2 курса, районный победитель (1 место) в чемпионате по Географии, руководитель Бганцова Н.М.;
- Тарасова Елизавета – студентка 2 курса, районный победитель (2 место) в чемпионате по Географии, руководитель Бганцова Н.М.;
- Дешевых Анастасия – студентка 2 курса, районный победитель (3 место) в чемпионате по Географии, руководитель Бганцова Н.М.;
- Харченко Антон – студент 1 курса, районный победитель (1 место) в чемпионате по Географии, руководитель Бганцова Н.М.;
- Пикалова Ольга – студентка 1 курса, районный победитель (2 место) в чемпионате по Географии, руководитель Бганцова Н.М.;
- Пилипенко Мария – студентка 1 курса, районный победитель (3 место) в чемпионате по Географии, руководитель Бганцова Н.М.;
- Соловьев Иван – студент 1 курса, районный победитель (1 место) в чемпионате по Английскому языку, руководитель Муслиенко Е.В.;
- Татаринова Дарья – студентка 1 курса, районный победитель (2 место) в чемпионате по Английскому языку, руководитель Муслиенко Е.В.;
- Вертий Виолетта – студентка 1 курса, районный победитель (2 место) в чемпионате по Английскому языку, руководитель Муслиенко Е.В.;
- Звягинцева Виктория – студентка 2 курса, районный победитель (1 место) в чемпионате по Английскому языку, руководитель Муслиенко Е.В.;
- Бубнов Александр – студент 2 курса, районный победитель (2 место) в чемпионате по Английскому языку, руководитель Муслиенко Е.В.;
- Коробова Алена – студентка 2 курса, районный победитель (3 место) в чемпионате по Английскому языку, руководитель Муслиенко Е.В.;
- Пустовет Олеся – студентка 1 курса, региональный победитель (3 место) в чемпионате по Немецкому языку, руководитель Гембар С.И.;
- Кателкина Юлия – студентка 1 курса, районный победитель (2 место) в чемпионате по Немецкому языку, руководитель Сегеда М.И.;
- Васильченко Яна – студентка 2 курса, региональный победитель (1 место) в чемпионате по Немецкому языку, руководитель Гембар С.И.;
- Архипова Виктория – студентка 2 курса, региональный победитель (2 место) в чемпионате по Немецкому языку, руководитель Гембар С.И.;
- Кобзарева Татьяна – студентка 2 курса, региональный победитель (3 место) в чемпионате по Немецкому языку, руководитель Гембар С.И.;
- участие в региональном чемпионате Молодые профессионалы World Skills Russia (февраль-март 2017 год):
- Попова Виктория – студентка 3 курса, специальность 44.02.01 Дошкольное образование.
Таким образом, по итогам анализа работы преподавателей за отчетный период педагогическим работникам, работающим по теме самообразования в течение 4 лет, рекомендовано приступить к завершению работы и обобщить целостный педагогический опыт или представить материалы из опыта работы к научно-практической конференции «Практико-ориентированная среда как ведущий фактор совершенствования образовательного пространства».